+0 000-000-00-00

Высокоразвитое животное

"Эволюция началась с того, что обезьяна захотела быть человеком"

Мои наблюдения и размышления склоняют меня к мысли, что мы все-таки высокоорганизованные животные. Эволюция  на данном этапе  выразила себя именно так. Социальная сущность человека дала ему огромное преимущество перед всеми остальными формами жизни на Земле.

Хотел сделать короткую запись в дневнике - получилась целая статья :)

Мои наблюдения и размышления склоняют меня к мысли, что мы все-таки высокоорганизованные животные. Эволюция  на данном этапе  выразила себя именно так. Социальная сущность человека дала ему огромное преимущество перед всеми остальными формами жизни на Земле. То, чего не под силу одному человеку (с одним мозгом), или даже группе людей, оказывается под силу человечеству. Социальные животные, живущие в стаях, имеют гораздо больше шансов на выживание. Человек сделал огромный рывок, когда научился передавать свои знания не только в пределях своей "стаи", но и совершенно другим родам и племенам. Язык, а затем письменность, позволили человеку строить познание мира на базе уже познанного предшествующими поколениями. 

Я поражаюсь тому огромному объему знаний и информации, которые накопило человечество. Имея "технический" склад ума, не перестаю удивляться тем технологиям, которые придумало человечество, и о которых обычный человек не задумывается, хотя использует эти удивительные технологии каждый день. Машины для производства одежды, материалообработка, биология и генная инженерия, фармацевтика, технологии производства энергии - это просто первое, что пришло мне сейчас на ум - это удивительные и фантастические достижения человека. Ни одно другое животное и "близко не стояло". 
В течение одной жизни ни один человек не был бы в состоянии с нуля придумать ничего подобного. Человек имеет самый длительный среди других животных период обучения. Мы учим своих детей лет 20-25. Некоторые продолжают учиться и дальше. И в этом один из "секретов" того уровня развития. которого достиг человек.

И тем не менее... Пока все, что происходит вокруг может быть объяснено с точки зрения "человек - это высокорганизованное животное". Что-то отдельное (так называемая "душа") от физической сущности человека может и не существовать. Хотя очень много учений (и тем более религий) утверждает обратное, я не вижу причин тому, что человек не может существовать без этой "субстанции". Тысячи лет развития человечества выработали определенные нормы поведения и правила, которым обучаются все дети в мире. Я допускаю, что эти нормы и правила  жизненно необходимы для устойчивого существования человечества. Человек - точнее человечество - это удивительное самоорганизующееся явление в животном мире, которое научилось использовать миллиарды особей для общего своего развития. Вспоминается аналогия между телом человека и человечеством - мы клетки единого организма. И разные органы (т.е. группы людей) выполняют разные функции, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности. Одни солдаты, другие крестьяне, третьи ученые, четвертые жрецы. Все делают свое дело. Я об этом уже упоминал в своих предыдущих "размышлениях". 

Не устаю поражаться тому объему обрабатываемой информации, и тому распределению труда и функций, которое производит человечество. Мне пока не ясно, как и на основании чего происходит "специализация" человеческих особей так, что один становится ученым, другой художником, а третий землекопом. Почему все люди, такие разные, находят себе занятие, которое занимает полностью их умы. Как управляется и организуется это распределение "обязанностей". Иногда удивляешься - зачем этот конкретный человек посвятил свою жизнь на первый взгляд совершенно бессмысленной цели. Например, игре в гольф, или футбол. Нет, наверное пример не правильный. Играя в гольф или футбол можно совершенствовать себя. (вот и каша в мыслях - но для того и пишу, чтобы оформить свои мысли, а потом, перечитывая, корректировать их и систематизировать).

А пока мысль такая - ни один человек не в состоянии держать в голове тот объем информации, который накопило человечество. Даже учитывая огромные возможности человеческого мозга - возможности его имеют границы. "Нельзя объять необъятное". Феномен человека именно в том, что он научился использовать разные головы и тела для разных целей. Для решения различных задач, стоящих перед человечеством. И отдельный человек совсем не обязательно может и должен понимать, для чего он делает то или другое. 
Здесь проще всего допустить существование Бога, который-то и знает, что и как делать и управляет каждой человеческой "единицей". Но для меня это не обязательное допущение. Я считаю, что человечество, как сложнейший организм, управляет сам собой. Без всякого Бога. А понятие Бога появилось для облегчения процесса объяснения отдельным "человекам" его назначения и функций. А также для защиты человечества от саморазрушения (через войны, разврат, приводящий к убийствам и болезням).

Вот... здесь я снова подхожу к вопросу смысла жизни. Почему наши жизни складываются именно так, как складываются, а не иначе? В чем смысл понятия "судьба"? Какие предпосылки должны быть для того, чтобы человек стал ученым, художником, политиком, простым рабочим или крестьянином? Конечно, многое решает социальное положение его родителей. Подавляющее большинство людей живет в рамках программ, заложенных в социальную группу, в которой он родился (вспомним касты в Индии). Часть людей, конечно же, выходит за рамки своих социальных групп, и решает другие "задачи". Но, как говорил Луначарский на вопрос о том, откуда он так много знает: "для этого надо было окончить 3 университета. Причем один из них окончил мой дед, второй отец, а третий я". Путь от крестьянина до интеллигента занимает не одно поколение. 

Кстати, так было и в моем случае. Мои дед и бабка - дети крестьян. Но дед стал военным, а военные в советское время, особенно до войны, были одной из образованных частей общества (может быть по традиции с царских времен, а может быть и просто по отношению к тем, кто остался после белой эмиграции). Но у них было понимание того, что дети должны получить хорошее образование. Мой отец - преподаватель ВУЗа. У матери - похожая история и происхождение, но она - "работник культуры". Так что они оба стремились выучить меня как можно лучше. Я помню, что учеба была для меня важнейшим делом, ради которого меня освобождали от любой другой работы. А учиться я любил. Вот и учился. Своих детей я тоже стараюсь учить как можно лучше и больше, и денег для этого не жалею. Даст бог - выучатся лучше, чем я, и добьются большего в этой жизни.

Вот такая получилась сумбурная статья... 

(27.06.2008)

    Опубликовано

    Menu